Применение весоизмерительных приборов в хозяйственной деятельности

В современной хозяйственной деятельности применяется огромное количество весоизмерительных приборов разных типов. В настоящее время самое широкое распространение получили электронные приборы ввиду высокой точности и удобства эксплуатации, но огромное количество механических приборов продолжает эксплуатироваться по сей день. Не последнюю роль в этом играет высокая надёжность, относительная стабильность метрологических характеристик и большая распространённость.

Весоизмерительные приборы являются основным инструментом при учете, отпуске и распределении продукции. При выполнении этих операций особо важны правильный выбор весоизмерительных приборов и обеспечение их исправного состояния. Только с помощью верных и правильно установленных весоизмерительных приборов, при надлежащем уходе за ними и соблюдении правил эксплуатации можно получить точные результаты взвешиваний. Предлагаемый текст рассчитан на широкий круг работников, применяющих в своей практической деятельности весоизмерительные приборы, и содержит сведения и рекомендации, необходимые для выбора весовых приборов, их установки, правильного использования и ухода за ними.

Весоизмерительные приборы, применяемые на предприятиях и в организациях, как и другие, предусмотренные в номенклатурном списке стандартов, мер и измерительных приборов, подлежат государственной поверке и клеймению, осуществляемым местными органами через специальных поверителей.

Во всех отраслях хозяйства применяются весоизмерительные приборы только утвержденных типов, состояние и точность которых удовлетворяют требованиям соответствующих государственных стандартов, правил и инструкций, прошедшие в установленном порядке государственную поверку и имеющие непросроченное государственное поверительное клеймо.

Весоизмерительные приборы, не соответствующие этим требованиям, клеймиться не могут и к выпуску в обращение и к применению не допускаются.

Государственная поверка весоизмерительных приборов производится как при выпуске их из производства, так и после ремонта.

Весоизмерительные приборы, находящихся в пользовании государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, поверяются, кроме того, периодически не реже одного раза в два года. Для отдельных видов весоизмерительных приборов, в зависимости от их назначения и условий эксплуатации, могут устанавливаться более краткие сроки поверки и клеймения. Вместе с тем независимо от государственной поверки и наличия действующего поверительного клейма весоизмерительные приборы должны содержаться в исправном состоянии и быть верными в пределах установленных наибольших допускаемых погрешностей.

За надлежащее состояние, точность весоизмерительных приборов и за своевременное представление их на государственную поверку и клеймение отвечают непосредственно директора и руководители соответствующих организаций и предприятий, заведующие магазинами, складами, заготовительными пунктами и т. п.

Для содержания находящихся в эксплуатации весоизмерительных приборов в исправном состоянии, а также для своевременного поедставения их на государственную поверку руководители директора организаций и предприятий выделяют ответственных лиц.

В обязанности этих лиц входит контроль:

  • за организацией и проведением собственного, ведомственного или технического (по договорам с прибороремонтными мастерскими) надзора за состоянием находящихся в эксплуатации весоизмерительных приборов;
  • за своевременным проведением ремонта весоизмерительных приборов и представлением их на государственную поверку и клеймение в установленные сроки;
  • за правильной установкой приборов, их содержанием и пользованием в соответствии с существующими требованиями.

Ремонт весоизмерительных приборов и технический надзор за ними по договорам осуществляются только специализированными прибороремонтными мастерскими и базовыми лабораториями, или начальниками находящихся в их ведении лабораторий государственного надзора за стандартами и измерительной техникой.

Государственная поверка весоизмерительных приборов производится в местных ЛГН или их отделениях в сроки, предусмотренные в ежегодно составляемых расписаниях, а также на местах эксплуатации весовых приборов по вызовам организаций. В тех районах, где нет стационарных поверочных лабораторий, государственная поверка производится в открываемых там временных отделениях местных ЛГН в сроки, ежегодно объявляемые в местной печати.

Весоизмерительные приборы принимаются на государственную поверку только в исправном состоянии. Неисправные, загрязненные или заржавленные весы и гири, независимо от года их клеймения, направляют в прибороремонтные мастерские, после чего сами мастерские предъявляют их на государственную поверку и клеймение.

Государственная поверка весов и гирь по вызову производится в случаях:

  • когда весоизмерительные приборы громоздки или связаны с производственным процессом и их невозможно доставить к месту поверки;
  • когда количество представленных на государственную поверку весов и гирь обеспечивает государственного поверителя работой на весь рабочий день (нормы устанавливаются соответсвующими уполномоченными);
  • когда необходима экспертиза прибора на месте, в условиях его эксплуатации.

О вызове государственного поверителя заблаговременно подают письменное заявление уполномоченному или начальнику соответствующей ЛГН (ее отделения). В заявлении должно быть указано наименование приборов, предъявляемых на поверку, пределы их измерений, количество по каждому виду приборов, место и дата поверки. На текущий счет уполномоченного (начальника ЛГН) или в кассу лаборатории до начала поверки вносят деньги для оплаты сборов за поверку приборов по установленным прейскурантам, для покрытия расходов, связанных с доставкой образцовых измерительных приборов и с проездом государственного поверителя (в оба конца). Если поверителя вызывают за черту города, то оплачивают также и остальные расходы в порядке и по нормам действующих законоположений о служебных командировках. Вопросы организации ведомственного надзора за состоянием измерительной техники и ремонта имеющихся в распоряжении организаций и предприятий весоизмерительных приборов в каждом отдельном случае следует решать после консультации с соответствующими уполномоченными или начальником ЛГН в зависимости от величины парка измерительных приборов, намечаемых к надзору, и экономической целесообразности организации такого надзора.

Если парк приборов незначителен, ведомственный надзор организовать невозможно или нецелесообразно, то ремонт и технический надзор следует передавать по договору специализированным прибороремонтным предприятиям республики (области).

Содержание

Основные весоизмерительные приборы, применяемые в народном хозяйстве.

Каждый измерительный прибор должен обладать необходимыми точностью и чувствительностью, гарантирующими правильность производимых измерений в заданных пределах, а также постоянством показаний, конструктивной прочностью и надежностью в работе. Приборы следует выбирать также в зависимости от продуктов, которые необходимо взвешивать. Точность взвешивания регламентируется ГОСТ. Обеспечение указанных требований при эксплуатации весов в значительной мере зависит от должной их установки, правильного пользования и ухода за ними. К эксплуатации допускаются весоизмерительные приборы, по своему устройству и точности показаний удовлетворяющие требованиям соответствующих государственных стандартов, правил и инструкций, стандартов и имеющие специальное поверительное клеймо.

Применяющиеся на предприятиях и в организациях механические весы относятся к группе рычажных. В основу конструкции положен принцип равновесия рычага.

Наиболее широко используются следующие весы:

  • весы платформенные передвижные (товарные),
  • весы автомобильные,
  • весы вагонеточные,
  • весы врезные,
  • безмены,
  • весы настольные,
  • пурки лабораторные,
  • аналитические весы,
  • гири к весам.

Ниже приводятся основные сведения о назначении и устройстве этих весовых приборов, их установке и монтаже, а также основные правила пользования и ухода за ними.

Передвижные платформенные весы

Платформенные передвижные весы (рис. 1 и 2) предназначены для взвешивания различных грузов, помещаемых на их платформе.

 

На гирьных весах находящийся на платформе груз взвешиватся при помощи гирь, помещённых на гиредержатель, на шкальных (рис. 3 и 4) – с помощью шкалы весов, по которой перемещается специальная шкальная гиря, и на циферблатных (рис. 5 и 6) – с помощью специального устройства, помещающегося в циферблатной головке, путем визуального отсчёта положения стрелки на шкале циферблата.

Передвижные платформенные весы состоят из станины в виде металлической или деревянной рамы, внутри котрой расположены два грузоприемных рычага (большой и малый), соединённые серьгой (серьгами). На грузоприемные призмы рычагов посредством специальных подушек опирается платформа весов.

Действующая при взвешивании на платформу нагрузка воспринимается рычагами и через тягу передается на коромысло. Циферблатные весы имеют, кроме того, специальный промежуточный механизм Равновесие, как уже указывалось, обеспечивается установкой на гиредержатель необходимого количества съемных гирь, перемещением шкальной гири или автоматически — особым устройством, расположенным в циферблатной головке.

В зависимости от назначения весы могут иметь специальные дополнительные грузоприемные устройства, в том числе бункер или лоток для взвешивания насыпью таких грузов, как зерно, картофель, или специальные ограждения и платформы для более удобного размещения громоздких или больших по объему грузов (капуста, мешки с картофелем и т.п.).

При сборке вновь поступивших весов и их установке следует руководствоваться следующими указаниями. Прежде всего надо ознакомиться с технической документацией, прилагаемой к весам заводом-изготовителем, в том числе с правилами распаковки и сборки.

Распаковав весы, необходимо очистить все детали от предохранительной антикоррозийной смазки. Призмы, подушки и серьги должны быть очищены особо тщательно, при этом не допускается выбивать призмы из рычагов или коромысла. Рабочие части призмы и подушки протирают тряпкой, слегка смоченной керосином, а затем вытирают досуха. После очистки следует убедиться, что детали и узлы весов исправны.

Весы, как правило, устанавливаются в закрытых помещениях или под навесом. При необходимости их можно временно выносить для работы на открытом воздухе; в этом случае после взвешивания, а также при атмосферных осадках, их накрывают брезентом.

Весы должны устанавливаться на каменном, бетонном, асфальтовом полу или на прочной непрогибающеися деревянной раме по имеющемуся на них отвесу плотно на все точки опоры. Для этого под станину или раму весов подкладывают деревянные или металлические брусья или пластины. Нельзя подкладывать под углы станины или рамы весов щепки, бумажные или картонные прокладки и т. д.

Чтобы проверить, плотно ли установлены весы, нажимают последовательно рукой на каждый угол платформы. При правильной и плотной установке станины подушки платформы прочно опираются на соответствующие грузоприемные призмы, при перекосах станины один из углов платформы будет прогибаться — вибрировать. В этом случае необходимо подобрать соответствующий деревянный брусок или мелталличесхую пластину и подложить ее под станину в месте прогиба.

При сборке весов следует покачванием рычагов проверить правильность их положения. Далее посредством грузоприёмной серьги, соединительной тяги и концевой серьги большого рычага соединяют коромысло с подплатформенными рычагами.

Установив весы, вкладывают в раму платформы настил, у гирьных весов подвешивают гиредержатель. После этого выверяют тару собранных весов. С помощью специального тарировочного приспособления, укрепленного на коромысле весы приводят в состояние полного равновесия. Затем коромысло выводят из равновесия, которое должно восстанавливаться после несколько плавно затухающих колебаний

Механические весы изготавливаются грузоподъемностью 150, 500, 1000, 2000 и 3000 кг.

Стационарные платформенные автомобильные весы.

Стационарные платформенные автомобильные весы (рис. 7) предназначены для взвешивания грузов вместе с транспортными средствами а также для взвешивания громоздких предметов.

Рис. 7. Стационарные автомобильные весы.

Рис. 7. Стационарные автомобильные весы.

От платформенных передвижных весов они отличаются прежде всего тем, что устанавливаются стационарно на специальных фундаментах, обладают повышенной прочностью и устойчивостью. Необходимость такой установки вызывается большой массой взвешиваемых грузов и значительными сотрясениями весов, происходящими при передвижении по ним транспортных средств (автомобилей, прицепов, вагонеток), а также взвешиваемых животных.

Стационарные платформенные весы монтируют и собирают только специалисты завода-изготовителя или специальной прибороремонтной мастерской. Чертеж фундаментов обычно входит в комплект технической документации, прилагаемой к весам.

Выбор места для фундамента и его кладка должны производиться после соответствующего исследования грунта. Если грунтовые воды выше дна котлована фундамента, последний нужно делать с водонепроницаемой изоляцией. Платформенные стационарные весы (автомобильные весы) изготавливаются двух типов: шкальные и циферблатные.

Платформенные врезные весы.

Платформенные врезные весы предназначены для взвешивания грузов, транспортируемых на тележках, а также материалов и изделий, размещаемых непосредственно на платформе весов.

Весы (рис. 8) устанавливаются на уровне пола или грунта заподлицо (как бы врезаются в пол). Это позволяет легко накатывать на платформу тележки или автокары, а также размещать на них тяжелые грузы — бочки, ящики и т. п.

Рис. 8. Весы шкальные врезные типа ШВР-2

Рис. 8. Весы шкальные врезные типа ШВР-2

Грузоприёмный механизм, на который опирается платформа, рычажный подобный механизму передвижных платформенных весов. Для ограничения колебаний платформы он снабжён специальными ограничительными струнками.

Весы, как правило, устанавливают на складах, в крайнем случае под навесом. Весы изготовляются грузоподъёмностью 1 и 2 т. Размеры платформы 2700х2000 мм. и 2750х2025 мм. Для работы с данным типом весов удобно использовать специальные вилочные автопогрузчики, которые позволяют быстро загрузить и разгрузить платформу весов. Для перегрузки паллет с платформ автомобилей и перевозки их в склад можно использовать специальные телескопические погрузчики manitou, которые за счёт фронтального выдвижения вилок позволяют работать с грузами по всей платформе.

Платформенные весы для взвешивания скота

Платформенные весы для взвешивания скота (Рис. 9) применяются на животноводческих фермах, на заготовительных пунктах, мясокомбинатах и т.п.

Весы шкальные типа ВЩС-1 для взвешивания скота.

Весы шкальные типа ВЩС-1 для взвешивания скота.

Весы рычажные, могут быть врезными и стационарными, последние устанавливаются на специальных фундаментах. Их платформа, как правило, металлическая с деревянным настилом, опирается на рычажный механизм. По краям платформы имеется металлическое ограждение с двумя запирающимися дверями, через которые впускают и выпускают взвешиваемый скот. Весы изготавливаются грузоподъёмностью 1, 2 и 10 т. Размеры платформы: до 1 т — 220х1100 мм; до 9 т. – 2070х1480 мм; до 10 т — 5500х3000 мм.

Вагонеточные весы.

Вагонеточные весы предназначаются для взвешивания грузов, транспортируемых в вагонетках по рельсам (рис. 10).

Рис. 10. Весы вагонеточные циферблатные.

Рис. 10. Весы вагонеточные циферблатные.

Весы рычажные, стационарные устанавливают на фундаменте. Платформа весов, как правило, металлическая. На ней закреплены рельсы с колеей 750 мм. Подходные рельсовые пути по обе стороны весов должны быть уложены заподлицо с рельсами на весах, горизонтальны и прямы, т. е. не должны иметь поворотов на протяжении не менее 10 м. с каждой стороны. Зазоры между рельсами подходных путей и рельсами, смонтированными на платформе, должны быть в пределах 10-15 мм.

Грузоподъёмность вагонеточных весов 5 и 10 т, размеры платформы 2200х110 мм.

Стационарные весы.

Предназначены для взвешивания различных грузов перевозимых автомобильным и другим безрельсовым (автокары, тележки) транспортом, а также для взвешивания крупногабаритных или тяжелых грузов.

Весы рычажные, стационарные устанавливают, как уже указывалось, на специальных фундаментах. Они состоят из механизма, на который с помощью грузоприемных рычагов опирается платформа, коромысла весов с передвигающейся по нему специальной шкальной гирей или циферблатного устройства с указательной стрелкой, перемещающейся по шкале циферблата. Платформа металлическая, покрыта деревянным настилом, окованным железными полосами. Подплатформенный механизм размещен в котловане. Он состоит из системы рычагов, соединенной тягой с коромыслом или циферблатным устройством.

Глубину котлована фундамента автомобильных весов выбирают в зависимости от характера грунта и других условий, но не менее 2—2,5 м. Дно котлована бетонируют или засыпают щебнем и утрамбовывают. Для удаления воды, попавшей в котлованы, должны быть предусмотрены уклон днища, стоки, а при необходимости и дренажные колодцы. Верхние углы стенок фундамента укрепляют обвязочной рамой — металлической или деревянной.

Стенки котлована и фундаментные опоры выкладывают из кирпича или бутового камня на цементном растворе. Кладка должна быть выполнена тщательно, с ровным швом. При бутовой кладке внутреннюю поверхность котлована штукатурят цементным раствором. Ниши и пустоты в местах монтажа деталей также закладывают кирпичом и заливают цементным раствором.

Обвязочная рама и опорные стойки фундамента заливают цементным раствором после установки рычагов и поверки механизма весов. Пришивать деревянный настил весовой платформы, а также поверять весы следует после затвердения цемента под опорными стоиками и рамой.

Весы собирают по деталям в соответствии с их маркировкой и указаниями на чертеже приложенном заводом-изготовителем.

Пути въезда на плтаформу весов и съезда с нее на протяжении 4-6 м. с каждой стороны должны должны находиться на одном уровне с платформой. При въезде автомобиля на платформу противоположный конец ее не должен приподниматься.

Для предохранения механизма от атмосферных осадков и устранения влияния ветра на результаты взвешивания над весами необходимл устраивать навес с боковыми стенками и въездными и съездными воротами.

Автомобильные весы изготавливаются грузоподъемностью 10, 25 и 50 т. Размеры платформы: до 10 т – 5,5х3 м., до 25 т. – 7,5х3 м., до 50 т. – 15х4 м.

Передвижные автомобильные весы

Автомобильные весы передвижные (рис. 11) предназначены для взвешивания грузов в автомобилях. Они применяются для взвешивания зерна на токах и временных заготовительных пунктах – капусты, картофеля и других овощей на месте их сбора, где установка стационарных автомобильных весов нецелесообразна или по каким-либо причинам затруднительна.

Рис. 11. Весы передвижные

Рис. 11. Весы передвижные

Состоят из перемещаемой на колесах рамы с рычажным механизмом и платформой. Для проезда через платформу весов автомобилей предусмотрено два специальных трапа — по одному с каждой стороны. При перевозке весов трапы укладывают на платформу. Для предохранения механизма от поломок при передвижении служат специальные запирающие устройства.

Передвижные автовесы изготавливаются грузоподъемностью до 10 т, размер платформы 5000×2500 мм.

Настольные обычные весы и весы с закрытым механизмом.

Настольные обычные весы (рис. 12) состоят из станины рычажного механизма, из трех рычагов (одного большого и двух малых) и двух опирающихся на рычаги чашек или площадок.

Рис. 12. Весы настольные ВНО

Рис. 12. Весы настольные ВНО

На одной из них размещается взвешиваемый груз, а на другой – уравновешивающие груз гири.

Равновесие определяется по совпадению подвижных указателей. В зависимости от вида взвешиваемого груза вместо съемных чашек используются специальные съемные ковши, лотки и сосуды, на которых удобно размещать такие грузы, как семена, зерно, картофель и т. п. В отличие от обычных настольных весов с открытым механизмом изготовляются весы с механизмом, закрытым специальным футляром (рис. 13), что в значительной мере предохраняет их от засорения, коррозии и т.п.

Рис. 13. Весы настольные с закрытым механизмом

Рис. 13. Весы настольные с закрытым механизмом

Весы устанавливаются на прочных и ровных столах, не прогибающихся под их тяжестью даже при наибольшей нагрузке. Весы должны стоять строго горизонтально, так, чтобы их ножки плотно опирались на поверхность стола и станина весов не качалась. Указатели равновесия настольных весов должны располагаться при этом один против другого.

Горизонтальность стола проверяется обычным уровнем. Если уровня нет, могут быть использованы устанавливаемые весы. Для этого, установив весы так, чтобы клеймо, нанесенное на коромысле, было обращено к наблюдателю, следует убедиться в их равновесии. При отсутствии равновесия необходимо на соответствующую чашку добавить какой-либо груз (зерно, кусочки бумаги и т.п.). После уравновешивания следует повернуть весы на 180°, т. е. так, чтобы клеймо, нанесенное на коромысло, было обращено в противоположную сторону. Если в результате равновесие их не нарушится, значит поверхность стола горизонтальна, и весы установлены правильно.

Весы изготавливаются грузоподъемностью 2; 5; 10 и 20 кг.

Настольные циферблатные весы.

Настольные циферблатные весы предназначены для тех же целей, что и настольные обычные (рис. 14).

Рис. 14. Весы настольные циферблатные

Рис. 14. Весы настольные циферблатные

Преимущество их заключается в том, что при пользовании полностью или частично устраняется необходимость применения гирь, так как вес груза определяется по циферблату, значительно ускоряется процесс взвешивания, механизм весов, заключенный в металлический футляр предохраняется от загрязнения.

Рычажная система весов состоит из двух частей: – нижней, заключенной в футляр основания весов, и верхней, заключенной в футляр циферблата, в котором размещены струны, тяги и рычаг-квадрант. По обе стороны циферблата имеется секторная шкала, по которой при взвешивании перемещается конец спаренной указательной стрелки, укреплённой на рычаге-квадранте.

Для быстрого прекращения колебания стрелки при взвешивании и, следовательно, ускорения процесса взвешивания имеется «успокоитель» в виде поршня, двигающегося в цилиндре, заполненном маслом. Действие успокоителя регулируется путем ввертывания или вывертывания находящейся под основанием весов выступающей части его.

Правильная установка весов достигается при помощи ввинчивающихся установочных ножек и уровня, укрепленного на верхней части футляра основания весов.

Циферблатные настольные весы бывают двухчашечные и одночашечные. Двухчашечные весы изготовляются грузоподъемностью 2; 5 и 10 кг. Вес взвешиваемых на таких весах грузов в пределах 1/10 части их грузоподъемности определяется по показанию стрелки на шкале циферблата. При взвешивании грузов массой свыше 1/10 части грузоподъемности на малую гиревую чашку-площадку помещают необходимое количество гирь и вес груза определяют по показанию стрелки на шкале циферблата и по массе гирь.

Рис. 15. Положение воздушного пузырька в уровне при установке весов: а - правильно; б - неправильно.

Рис. 15. Положение воздушного пузырька в уровне при установке весов: а – правильно; б – неправильно.

Грузоподъемность одночашечных весов, как правило, не превышает 2 кг. Вес взвешиваемого на них груза определяется по показанию стрелки на шкале циферблата. При взвешивании грузов более 1 кг необходимо поворотом специальной ручки, укрепленной на корпусе-футляре весов, включить специальный противовес, что аналогично действию килограммовой гири, поставленной на гиревую чашку двухчашечных весов.

Настольные циферблатные весы так же, как настольные обычные, устанавливаются на прочном, ровном и не прогибающемся столе, строго горизонтально. Правильность установки достигается подвинчиванием опорных ножек и проверяется положением воздушного пузырька в жидкостном уровне, укрепленном на корпусе весов.

Весы следует считать установленными правильно, если воздушный пузырек (рис. 15) находится посредине окружности, нанесенной на стенке уровня. Помимо того, следует убедиться, что весы стоят на всех четырех ножках. При необходимости можно несколько вывернуть ту ножку, которая не касается стола, после чего снова проверить правильность установки весов по уровню. Затем следует закрепить установочные ножки специальными контргайками при помощи ключа, прилагаемого к весам.

Установив весы, проверяют правильность положения указательной стрелки. Если стрелка весов отошла вправо или влево от нулевой отметки шкалы, следует отрегулировать весы, изменяя количество груза, размещенного в тарировочной полости чашки для гирь.

Безмены (рычажные).

Безмены (рис. 16) предназначены для взвешивания небольших грузов в пределах грузоподъемности весов в полевых условиях.

Рис. 16. Безмен ручной типа 744

Рис. 16. Безмен ручной типа 744

Безмен представляет собой простейшие рычажные весы с переменным отношением плеч. Он состоит неравноплечего рычага с запрессованными в него опорной и грузопрёмными призмами. На одном плече рычага закреплён противовес, а на другом имеется шкала, по которой перемещается передвижная шкальная гиря. Взвешиваемый груз помещают на крючок или специальную чашку, подъвешиваемые к грузоприёмной призме, а сам безмен удерживают за специальную ручку, соединённую обоймицей, на которую призма опирается. При взвешивании груза гирю передвигают по шкале до наступления равновесия, опрделяемго по стрелке, закрепленной в основании безмена.

Безмены выпускаются грузоподъемностью 10, 20 и 30 кг.

Лабораторные весы.

Лабораторные весы (рис. 17) предназначены для точных взвешиваний проб различных продуктов, зерна, семян и т.п. Они представляют собой равноплечий рычаг-коромысло, в котором запрессованы одна опорная и две грузоприёмные призмы.

Центральной опорной призмой коромысло опирается на опорную колонку, установленную на деревянной или пластмассовой подставке. К боковым грузоприемным призмам на серьгах и дужках подвешены две чашки.

На коромысле укреплена стрелка, а на концах его имеются винты с тарировочными грузиками. В нижней части опорной колонки весов укреплена шкала, по которой при взвешивании определяется отклонение стрелки.

Рис. 17. Весы лабораторные.

Рис. 17. Весы лабораторные.

Весы снабжены изолирующим устройством, поворачивая ручку которого, их можно включать и выключать.

Для правильной установки весов служит укрепляемый на них отвес или уровень и регулируемые по высоте ножки. При взвешивании применяются технические гири. Равновесие ненагруженных весов обеспечивается перемещением тарировочных грузиков, находящихся на концах коромысла. Равновесие включенных весов определяется по равенству числа делений шкалы, на которые стрелка отклоняется вправо и влево от центрального деления.

Весы устанавливаются в светлых сухих помещениях на прочных не качающихся столах, не прогибающихся при нажатии на них рукой. Их надо предохранять от сотрясений, воздушных потоков и одностороннего притока тепла. Нельзя устанавливать весы вблизи обогревательных устройств и особенно одним концом коромысла к источнику тепла. Весы выпускаются грузоподъемностью 200 г, 1 и 5 кг.

Аналитические весы.

Аналитические весы предназначены для химических анализов и особо точных взвешиваний малых навесок и проб (рис. 18).

Рис. 18 Весы аналитические типа ВА-200

Рис. 18 Весы аналитические типа ВА-200

Основной частью весов является равноплечее коромысло, в котором при помощи специальных приспособлений укреплены три призмы. Средняя, опорная, призма опирается на плоскую подушку расположенную на колонке весов, а к двум концевым, грузоприемным, призмам при помощи серег с укрепленными в них подушками подвешены чашки.

Колонка весов крепится винтами к опорной доске из мрамора, марблита или стекла, имеющей три ножки. Две передние ножки являются установочными, а задняя неподвижна.

Весы снабжены отвесом, прикрепленным к колонке, или уровнем, служащими для правильной их установки. Для остановки колебаний коромысла и отделения призм от подушек, когда весы находятся в нерабочем положении, служит особое приспособление — арретир. В середине коромысла укреплена длинная упругая стрелка, заостренный конец которой при колебании коромысла передвигается вдоль отсчетной шкалы, расположенной в нижней части колонки.

Чтобы отрегулировать равновесие ненагруженных весов, используют специальные тарировочные грузики, перемещающиеся по винтовой резьбе в горизонтальном направлении; в некоторых конструкциях весов для этих целей служат особые регулировочные флажки.

На коромысле или на его стрелке имеется также приспособление для изменения чувствительности весов — небольшой грузик, перемещающийся на резьбе в вертикальном направлении и изменяющий центр тяжести коромысла. На верхней части коромысла расположена особая шкала, по которой перемещается гирька-рейтер, заменяющая мелкие миллиграммовые гири и позволяющая определять массу взвешиваемого груза с точностью до десятых и сотых долей миллиграмма. Рейтер перемещается при помощи специального приспособления. В некоторых конструкциях имеется оптическая система отсчета.

Чтобы ускорить процесс взвешивания, аналитические весы оборудуют воздушными успокоителями. Для защиты от пыли, сырости, воздушных потоков и тепловых лучей их помещают в стеклянную витрину с боковыми и передней дверцами.

Аналитические весы устанавливают в светлом сухом помещении на массивных столах или на специальных консолях прочно прикреплённых к кронштейнам заделанным в капитальные стены зданий. Весы надо предохранять от сотрясений, вредно действующих газов, воздушных и тепловых потоков. Их не следует устанавливать вблизи окон, печей или обогревательных приборов во избежание вредных действий температурных изменений непосредственно на коромысло весов, так как нагревание или охлаждение плеч коромысла влечет за собой изменение показаний.

Температура в помещении, где находятся весы должна поддерживаться на уровне 20° С. Не следует часто переносить весы с одного места на другое – это может также отразиться на их состоянии.

При установке под ножки весов подкладывают металлические круглые подставки, имеющие в центре полусферические углубления, в которые вставляются нижние концы установочных винтов или неподвижной ножки. После того как ножки помешены в подставки, надлежит установить весы по отвесу, имеющемуся на колонке, или по уровню, что достигается соответствующим поворачиванием установочных винтов.

Если весы разобраны, прежде чем приступить к их сборке следует осторожно и тщательно протереть замшей коромысло, серьги и чашки, не прикасаясь к ним руками во избежание окисления их металлической поверхности. Призмы и подушки должны быть очищеены слегка смоченной бензином или спиртом чистой льняной, а затем протерты сухой льняной тряпочкой (хлопчатобумажная оставляет на металле волокна).

Коромысло весов устанавливают на верхнюю часть арретировочного приспособления таким образом, чтобы ребро средней призмы расположилось над серединой опорной подушки. Это делается с большой осторожностью, чтобы не погнуть стрелки и не повредить острия призмы. Затем на концевые призмы надевают серьги, к крючкам которых подвешивают чашки. Когда весы собраны, надлежит убедиться, что они имеют плавный и свободный ход. Кроме того, следует уравновесить тару ненагруженных весов. Ненагруженные весы считаются уравновешенными, если стрелка отклоняется влево и вправо на равное число делений от цент ного деления шкалы. Это достигается передвижением тарировочных грузиков или поворачиванием тарировочного флажка.

Наиболее распространены аналитические весы грузоподъемностью 200 г.

Весы для проб картофеля

Весы предназначены для определения загрязнённости картофеля и содержания в нем крахмала (в процентах) (ри. 19). Это рычажные неравноплечие весы со шкальным устройством.

Рис. 19. Весы для проб картофеля

Рис. 19. Весы для проб картофеля

Загрязненность картофеля и содержание в нем крахмала определяются путем помещения проб в предназначенные для этого приемники и перемещения специальных передвижных гирь по соответствующим шкалам до наступления равновесия коромысла.

Весы состоят из следующих основных частей: коромысла 1, грузоприёмного устройства (чашки 11 и корзин 14), бака для воды 12 и каркаса-станины 9. На боковой поверхности коромысла нанесена шкала с перемещающейся по ней передвижной гирей 3, служащей для определения степени загрязнённости картофеля. Начало шкалы загрязненности соответствует нулю, а ее конец – 60% загрязненности. Цена деления шкалы 1%, каждая десятая отметка оцифрована.

На верхней грани коромысла нанесены четыре числовые нарезные отметки: «0», «290», «5000» и «5050», причем отметка «5000» соответствует нулю шкалы загрязненности. Следует иметь в виду, что на некоторых ранее выпускавшихся весах нет отметки «290». Такие весы снабжены передвижной гирей с выдвижной линейкой. Выдвижение линейки в сторону указателя положения равновесия соответствует установке передвижной гири на отметку «290».

К коромыслу параллельно ему прикреплена дополнительная шкальная линейка 5 для определения процентного содержания крахмала в отобранной пробе. Начало шкалы соответствует 10%, а конец — 30%, цена деления 0,1%- Шкала неравномерная, каждая десятая отметка оцифрована. По линейке переметается малая передвижная гиря 4. В хвостовой части коромысла расположен основной регулятор тары 2, а на другом конце его — дополнительный 6 в виде грузов, перемещающихся по винтовому стержню, причем одна из стоек регулятора служит также указателем равновесия весов.

В тело коромысла заделаны две призмы — опорная и грузоприемная. К последней с помощью серег подвешивается грузоприемное устройство. В комплект весов входят два сменных грузоприемных устройства:

  1. грузоприёмная чашка 11, имеющая тарировочную полость, используется при определении загрязненности картофеля;
  2. две грузоприёмные корзины 14 применяемые при определении содержания крахмала;

при пользовании грузоприемными корзинами одна из них располагается над баком, а другая погружается в бак, наполненный водой.

На дне бака имеется отверстие, закрытое пробкой. На боковой стенке бака расположена сливная трубка 13 на высоте соответствующей заданному уровню его наполнения. Весы снабжена также указателем равновесия 7, арретиром 8 и отвесом 10.

Для работы весы устанавливаются в закрытом помещении на прочном основании по отвесу.

Вес пробы картофеля при определении его загрязнённости составляет 5000 г, пределы измерений по шкале загрязнённости от 0 до 60%; вес пробы при определении содержания крахмала сухого картофеля картофеля 5000 г, мокрого 5050 г Пределы измерений содержания крахмала от 10 до 30%.

Пурка.

Пурка предназначена для определения натурного веса зерна. Под натурным весом зерна принимается вес 1 литра зерна, выраженный в граммах и определённый при помощи метрической пурки с падающим грузом.

Рис. 20. Пурка типа ПХ

Рис. 20. Пурка типа ПХ

Пурка (рис. 20) состоит из мерки, с помощью которой отмеривается 1 л зерна, устройства для создания единых условий заполнения мерки, состоящего из цилиндра 5, наполнителя 6 и падающего груза (груз на рисунке не виден, так как он находится внутри мерки) равноплечего весового коромысла 3 с чашкой для гирь 2, на котором взвешивается мерка, заполненная зерном.

Мерка имеет форму цилиндра, в дне которого сделано отверстие для выхода воздуха при заполнении ее зерном. В верхней части мерки прорезана щель для специального ножа, отделяющего после заполнения мерки излишек зерна. У мерки имеются три ножки при помощи которых во время насыпания зерна она устанавливается на башмаке 7, привинченном к крышке укладочного ящика 1.

Вместимость мерки от верхней поверхности падающего груза, лежащего после засыпки зерна на дне мерки, до нижнего края щели для ножа равна 1 л. Нож 8 представляет собой широкую пластину с ручкой на одном конце и угловым вырезом на другом. Кромки выреза симметрично заострены.

Равномерному заполнению мерки зерном способствует наполнитель цилиндр и падающий груз, лежащий до заполнения мерки на ноже вдвинутом в щель, а после заполнения — на дне мерки. В нижней части цилиндра имеется воронка, нижнее отверстие которой перекрыто заслонкой.

Пурка хранится и транспортируется в укладочном ящике, а для работы собирается и монтируется на его крышке, как показано на рисунке. К пурке прилагается набор технических гирь от 100 мг до 500 г, уложенных в футляр 9.

Гири.

Гири, применяемые при взвешивании, по назначению и точности разделяются на обыкновенные торговые 5-го класса точности, условные для неравноплечих весов, технические для лабораторных весов 4-го класса точности и аналитические 3-го класса точности. ГОСТ 7328—65 «Гири общего назначения» металлические гири разделены на пять классов, отличающихся друг от друга в основном точностью воспроизведения значения массы.

Обыкновенные торговые гири 5-го класса точности

Обыкновенные торговые гири 5-го класса точности применяются при взвешивании на настольных обыкновенных и циферблатных весах. Изготавливаются из чугуна или стали. Гири массой 5, 10 и 20 кг имеют форму прямого цилиндра с дужкой (рис. 21).

Рис. 21. Гири обыкновенные с дужкой

Рис. 21. Гири обыкновенные с дужкой

Гири массой 1, 2 и 5 кг, а также от 1 до 500 г (рис. 22) имеют форму прямого цилиндра с головкой.

Рис. 22. Гири обыкновенные с головкой.

Рис. 22. Гири обыкновенные с головкой.

Все граммовые и килограммовые гири, за исключением гирь номинальной массой 10 г и меньше, изготавливаются с внутренней подгоночной полостью. Отверствие полости плотно, заподлицо с поверхностью гири, закрывается пробкой из алюминия или медного сплава, на которую наносится государственное поверительное клеймо.

Помимо металлических гирь, для взвешивания на настольных весах можно использовать также керамические. Керамические гири имеют форму прямых цилиндров с закругленным верхним основанием. Поверхность их за исключением дна, покрыта ровным слоем одноцветной прочной глазури.

На каждой гире на видном месте наносится обозначение ее номинальной массы, составленное из соответствующих цифр с последующими одной-двумя буквами: для килограммовых гирь — КГ, граммовых — Г. Гири соединяют в наборы и помещают в специальные колодки или футляры.

Условные гири для неравноплечих весов (ГОСТ 11711-66)

Условные гири изготавливаются из чугуна или стали в виде прямых цилиндров с вырезом по радиусу, со сплошным или кольцевым выступом (рис. 23).

Рис. 23. Гири в форме цилиндров с радиальным вырезом типа 811

Рис. 23. Гири в форме цилиндров с радиальным вырезом типа 811

На верхней поверхности гири наносится обозначение ее номинальной массы, а также отношение действительной массы к номинальной в виде дроби, числитель которой равен 1, а знаменатель — числу показывающему во сколько раз номинальная масса больше действительной. Например, на гирях к сотенным весам указывается 1 : 100. Это значит, что гиря с обозначением 100 кг 1 : 100 применяется для взвешивания на сотенных весах грузов весом в 100 кг, и что действительная ее масса 1 кг.

Технические гири 4-го класса точности

Технические гири 4-го класса точности (рис. 24) применяются для точных взвешиваний на технических лабораторных весах ценных материалов, а также для производства технических анализов и отбора проб различных продуктов, зерна, семян и т. п.

Рис. 24. Гири технические типа Г-3.

Рис. 24. Гири технические типа Г-3.

По форме граммовые и килограммовые гири не отличаются от описанных выше обыкновенных торговых гирь 5-го класса точности.

Килограммовые гири изготавливают из углеродистой стали или чугуна, а граммовые — из углеродистой или нержавеющей стали или медных сплавов. Поверхность гирь из медных сплавов и из углеродистой стали для предохранения от коррозии покрывают слоем хрома или никеля.

Миллиграммовые гири изготавливают из алюминия. Гири массой 5; 50 и 500 мг имеют форму правильного шестиугольника с одной загнутой стороной, гири массой 2; 20; 200 мг — форму квадрата с загнутой стороной, а массой 1; 10 и 100 мг — форму равнобедренного треугольника с загнутой стороной.

Аналитические гири 3-го класса точности

Аналитические гири 3-го класса точности (рис. 25) предназначены для определения массы при взвешивании на аналитических весах.

Рис. 25. Гири аналитические.

Рис. 25. Гири аналитические.

По номинальному значению они изготавливаются массой от 1 мг до 200 г. Гири массой от 1 до 200 г изготавливаются из стали пли латуни н виде усеченного конуса, нижним основанием которого служит меньшее сечение. Подгоночная полость плотно завинчивается головкой гири. При необходимости подогнать вес гири полость заполняют латунными стружками или опилками.

Поверхность гирь тщательно полируется и для предохранения от коррозии покрывается защитным слоем позолоты, хрома или никеля.

Миллиграммовые гири изготавливаются из алюминия. Гири массой 1 и 2 мг представляют собой прямоугольник с загнутой короткой стороной, а все остальные миллиграмовые гири (массой 5; 10; 20; 50; 100; 200 и 500 мг) — квадрат с тремя срезанными и одним загнутым углом.

На каждую гирю наносится цифровое обозначение ее массы. Обозначение единицы измерении необязательно. Гири одного наименования различаются по отметкам в виде точек или звездочек.

Необходимым дополнением аналитического разновеса является рейтер, применяемый, как уже указывалось при описании аналитических весов, при определении массы взвешиваемого груза с точностью до десятых и сотых долей миллиграмма. Рейтеры изготавливаются из алюминиевой проволоки массой 10; 5 и 1 мг.

Аналитические разновесы помещаются в футляры, изготовленные из сухого дерева с отдельными гнездами для каждой гири. Гнезда для граммовых гирь и внутренняя сторона крышки футляра, соприкасающаяся с поверхностью гирь, покрываются мягким материалом. Миллиграммовые гири помещаются в гнездах особого отделения футляра, прикрытом сверху стеклом. В футляре находится металлический пинцет с наконечником ил кости или плягт-массы для захватывания гирь.

К каждому аналитическому разновесу приложено сидетельство установленного образца, в котором указываются поправки к каждой из находящихся в разновесе гирь, т.е. числа, которые нужно алгебраически прибавить к номинальному значению массы гирь, чтобы получить ее действительное значение.

Уход за весоизмерительными приборами хозяйственного назначения и пользование ими.

Уход за весоизмерительными приборами.

Весы должны постоянно содержаться в исправности и чистоте. Для этого их необходимо периодически чистить в собранном виде и осуществлять систематический технический надзор за ними силами квалифицированных специалистов, имеющих на это регистрационное разрешение местного органа Комитета стандартов, мер и измерительных приборов. Кроме того, не реже одного раза в квартал весы должны подвергаться ведомственной поверке в полном соответствии с требованиями правил и инструкции Комитета стандартов. Результаты таких поверок должны фиксироваться в специальных паспортах.

При снятии отдельных деталей весов (гиредержатель, чашки, щечки и т. п.) надо следить за тем, чтобы не перепутать их или не перевернуть другой стороной.

Полностью разбирать и чистить весы с последующей регулировкой могут только специалисты, осуществляющие технический надзор.

Призмы и подушки должны содержаться в безукоризненной чистоте. Попавшие на весы грязь и пыль удаляют сухой тряпкой, мягкой щеткой или кистью. При этом нельзя смачивать тряпку каким-либо разъедающим раствором или кислотами, так как это может вызвать повреждение ответственных деталей весов, а также антикоррозийного покрытия или окраски. Категорически воспрещается смазывать призмы, подушечки и серьги весов, находящихся в эксплуатации. Не разрешается также чистка призм, подушек, серег, шкал и других деталей шкуркой, наждаком, напильником и т. п. Если же на деталях появится ржавчина, то ее нужно немедленно удалить, протерев пораженные места тряпкой, смочен-ой в керосине или бензине, а затем вытереть досуха чистой тряпкой. Смазывать призмы, подушки и другие детали допускается только в случае консервации весов при длительном перерыве в работе. По окончании консервации смазанные детали должны быть досуха протерты тряпкой.

После разборки и чистки весов необходимо каждый раз проверять правильность их установки по отвесу или уровню и убеждаться в равновесии и плавном колебании коромысла. Кроме того, следует иметь в виду, что весы, установленные вначале правильно, могут через некоторое время изменить свое положение. Причиной этого являются случайное их смещение при эксплуатации, прогибы, искривление вследствие усыхания деревянных частей или пола (стола) и т. д. Поэтому обязательно периодическое наблюдение за правильной установкой весов. Правильность установки весов должна провериться перед началом рабочего дня или смены а при интенсивной работе весов и в течение рабочего дня.

В циферблатных весах с успокоителем стакан последнего всегда должен быть заполнен чистым маслом. Уровень масла должен быть на 8-10 мм выше поршня в его верхнем положении. Летом успокоитель заполняют трансформаторным маслом в смеси с 30-50% автола, а зимой – чистым трансформаторным маслом.

Переносить весы нужно не волоком, а вручную при закрытом арретире, держа их только за раму и по возможности в горизонтальном положении. Неравноплечие весы на колёсах разрешется перекатывать только по ровной поверхности. Если поверхность неровная, то следует переносить вручную.

При перевозке весок необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  1. у настольных весов между подушками и призмами основного коромысла следует заложить картонные прокладки, само коромысло крепко привязать к станине, чтобы полностью исключить его вибрацию, после этого весы заворачивают в мешковину, рогожу или иной материал и помещают в деревянный ящик соответствующих размеров, плотно обложив их стружкой или соломой-
  2. у передвижных платформенных весов обертывают тряпкой или картоном подплатформенные призмы, а между платформой и рамой вставляют деревянные прокладки, после чего платформу весов прочно привязывают к раме проволокой или достаточно прочной веревкой; коромысло, ручку арретира и изолира, передвижные гири и отвес привязывают так, чтобы во время транспортиров ки они не качались и не смещались; чашку весов (гиредержатель) необходимо снять и привязать к весам; весы в таком виде обертывают в рогожу и помещают в соответствующую клетку из досок;
  3. циферблатные весы перевозят в специальных ящиках, соблюдая существующие правила упаковки и транспортировки, прикладываемые к весам заводом-изготовителем.

После транспортировки весы распаковывают, тщательно устанавливают с соблюдением всех изложенных выше требований и проверяют правильность тары ненагруженных весов. Все весы, за исключением не требующих по своему устройству применения гирь, в том числе шкальные, должны быть снабжены соответствующими комплектами гирь в количестве, обеспечиваю щем возможность взвешивания грузов в допускаемых пределах: настольные весы — обыкновенными техническими, а стенные весы — условными для неравноплечнх весов с отношением 1 : 100.

Гири, применяемые для взвешивания, как и весы, необходимо содержать в чистоте. Грязь и пыль должны удаляться тряпкой или щеткой (не стальной), а если этого недостаточно, то гири промывают в теплой мыльной воде или тщательно протирают мокрой тряпкой, после чего вытирают досуха мягкой тряпкой.

Для предохранения чугунных гирь от ржавчины их протирают досуха тряпкой, слегка смоченной смесью олифы с графитом.

Нельзя чистить гири мазями, песком, кирпичом, а также покрывать их маслом или краской. Воспрещается также применять гири для других целей, кроме взвешивания, например в качестве груза для вывески тары, забивания гвоздей и т.п. Всё это ведёт к ускоренному износу гирь и их порче. Гири должны храниться в футляре или специальных ящиках.

Гири к сотенным весам хранятся на специально приспособленном устройстве – гребне, укрепленном на самих весах.
При перевозке каждая гиря должна быть завернута в бумагу и уложена и ящик с мягкой подстилкой (сено, стружка н т.п.) так, чтобы гири не ударялись одна о другую или о стенки ящика. Гири, хранимые в футлярах, также завертывают в бумагу или тряпку, а футляры перевязывают веревкой, чтобы гири не выпадали из своих гнезд.

Дефекты весов и гирь устанавливают как тщательным осмотром, так и поверкой их показаний или веса. При этом следует руководствоваться методикой, изложенной в специальных инструкциях Комитета стандартов. Основными средствами поверки весоизмерительных приборов служат при этом образцовые весы и образцовые гири (рис. 26, 27 и 28).

К дефектам, легко устанавливаемым при наружном осмотре весовых приборов и являющимся причиной неверных показании, относятся:

  • испорченные острия призм;
  • ржавчина на призмах и подушках, не исчезающая при протирании керосином;
  • погнутые рычаги и другие части весов;
  • невозможность привести весы в равновесие при помощи регулировочных приспособлений;
  • разбитые стекла циферблатных весов;
  • сколы и выбоины на гирях и т. п.

Весовые приборы с дефектами, вызывающими сомнение в правильности их показаний, или с просроченными клеймами должны немедленно изыматься из обращения и направляться в ремонт или для обмена на склады, базы или обменные пункты, а исправные приборы, но с просроченными клеймами — в местные органы Комитета стандартов для поверки и клеймения.

Пользование весоизмерительными приборами.

Перед взвешиванием и периодически во время работы необходимо выверить тару весов, т. е. равновесие ненагруженных весов, а при работе на циферблатных весах — совпадение указательной части стрелки с нулевой отметкой на шкале циферблата.

Проверка должна производиться, когда на площадке или гиредержателе весов нет никаких грузов и шкальные гири установлены на нулевое деление шкалы. При этом необходимо следить за тем, чтобы тарировочные грузы были надлежаще завернуты и законтрены во избежание самопроизвольного смешения, а следовательно, и изменения равновесия (тары) во время работы на весах.

После выверки тары и закрепления тарировочных грузов следует убедиться, что при намеренном выведении из равновесия весы сами возвращаются к нему после ряда плавно убывающих колебаний коромысла или стрелки на циферблате.

На весах разрешается взвешивать не больше максимальной допустимой нагрузки, указанной на коромысле или циферблате, и не меньше: для настольных и неравноплечих весов соответственно 1/50 и 1/20 части предельной нагрузки. Например, на настольных весах грузоподъемностью 10 кг нельзя взвешивать грузы более 10 кг и менее 200 г, а на неравноплечих весах грузоподъемностью 500 кг — более 500 кг и менее 25 кг. Взвешиваемый груз и гири следует класть на чашки или платформы весов осторожно, избегая толчков и ударов, и размещать на платформе по возможности равномерно.

Нагружать и разгружать весы с арретирующим или изолирующим устройством следует только при закрытом арретире или изолире. В перерывах между работой арретир также должен быть закрыт. Перемещать передвижную гирю по нарезной шкале надо осторожно во избежание повреждения зубца гири или нареза шкалы.

При взвешивании следует пользоваться тем комплектом гирь, который принадлежит к данному типу весов. Так, при пользовании сотенными весами (с oтношением 1 : 100) надлежит применять только сотенные гири.

Пользование связанными или привязанными к весам гирями не допускается. Категорически воспрещается применять н качестве гирь вывешенные куски металла, камни, расфасованные пачки с продуктами и т. п.

Запрещается одновременно применять гири из различных материалов (например, металлические и керамические), так как при одинаковых размерах они имеют разный вес. Например, чугунная гиря массой 500 г и керамическая массой 200 г имеют почти одинаковые размеры, поэтому при подсчете веса можно легко ошибиться. Необходимо пользоваться по возможности меньшим числом гирь. После взвешивания гири нужно снимать с весов.

При взвешивании на циферблатных весах деления по шкале следует отсчитывать так, чтобы глаз работающего на весах был расположен непосредственно перед стрелкой, иначе можно допустить ошибку.
При взвешивании на передвижных неравноплечих весах больших тяжелых грузов — бочек, тяжелых кип товаров и т. п. — накатывать груз на платформу надо с заднего свободного края по специально подогнанному к весам покатому мостику.

Производить взвешивание на открытом воздухе во время сильного ветра, дождя или снега воспрещается.

Уход за весоизмерительными приборами специального назначения и пользование ими.

Весы для проб картофеля.

Как и другие весы, их следует содержать в исправности и чистом виде, а накапливающиеся при работе пыль, грязь и воду своевременно удалять сначала влажной, а затем сухой тряпкой.

Грузоприемные чашки и корзины после пользования весами, а также по мере накопления грязи надо промывать водой и вытирать насухо чистой тряпкой.

Перед пользованием весами надлежит убедиться в наличии и исправности всех деталей и в равновесии ненагруженных весов при шкальных гирях, помещенных на нулевые отметки.

Степень загрязненности картофеля определяется следующим образом.

На серьгу грузоприемной призмы подвешивают грузоприемную чашку и тарируют весы вместе с чашкой при помощи регуляторов тары или путем регулирования количества груза, помещенного в тарировочной полости грузоприемной чашки.

При тарировке большая передвижная гиря должна быть установлена на нарезной отметке «0», а малая передвижная гиря — на начале шкалы. При тарировке весов, имеющих передвижную гирю с выдвижной линейкой, последнюю следует выдвигать до упора в сторону хвостовой части коромысла. Затем отвешивают пробу, для чего большую передвижную гирю устанавливают на отметку «5000», а в чашку накладывают картофель до достижения первоначального равновесия весов.

Отвешенную пробу промывают до удаления грязи или пыли и после того, как стечет вода, снова взвешивают, причем на этот раз весы приводятся в положение равновесия путем соответствующего смещения большой передвижной гири. Загрязненность картофеля определяют непосредственным отсчетом по положению большой передвижной гири.

Для определения содержания крахмала весы должны быть старированы также, как описано выше, только вместо грузоприемной чашки к коромыслу подвешивают грузоприемные корзины, причем нижняя должна быть погружена в воду, налитую в бак до истечения через сливную трубку.

Пробу отвешивают в верхнюю корзину. Если картофель сухой, то передвижную гирю устанавливают на отметке «5000», а если мокрый — то на отметке «5050». Отвешенную пробу пересыпают в нижнюю корзину, а большую передвижную гирю устанавливают на отметке «290» (если весы имеют передвижную гирю с выдвижной линейкой, то ее устанавливают на отметке «0», а линейку выдвигают до упора в сторону указателя положения равновесия).

Первоначальное положение равновесия восстанавливается смещением малой передвижной гири. Содержание крахмала в процентах отсчитывается непосредственно по этой шкале.

Пурка.

Пурка должна содержаться в исправном и чистом виде, а накапливаемую при работе пыль следует удалять мягкой сухой тряпкой, волосяной щеткой или кисточкой.

Перед пользованием пуркой следует убедиться в наличии всех деталей и их исправности. Затем на устойчивом столе с ровной горизонтальной поверхностью размещают укладочный ящик, в котором хранится пурка. Установив ящик так, чтобы oн не качался и был обращен ручкой к работающему, приступают к сборке пурки на его крышке. Для этого опорную колонку коромысла ввертывают до отказа в гнездо в крышке ящика, причем если кронштейн занял неправильное положение, необходимо рукой повернуть его так, чтобы он был направлен к работающему. Затем на кронштейн колонки надевают подвеску и коромысло вставляют в обойму, чтобы стрелка прошла в отверстие, имеющееся в ее основании, а призма легла на подушку. Коромысло необходимо вставлять осторожно, чтобы не согнуть конца стрелки и не повредить призмы. Оно должно быть обращено к работающему той стороной, на которой нанесен номер. После этого на концевые призмы надевают серьги, руководствуясь цифровыми обозначениями, нанесенными на серьгах и на концах коромысла, у призм.

Чашку для гирь подвешивают к левому плечу коромысла, а мерку вместе с вложенным в нее падающим грузом — к правому плечу. После нескольких колебаний коромысло должно прийти в состояние равновесия, а стрелка — остановиться напротив указателя или среднего штриха шкалы.

Если равновесия не будет, то добавив в тарировочную полость чашки или вынув из нее какой-либо подгоночный материал (кусочки металла), добиваются полного равновесия. Далее мерку снимают с коромысла и после извлечения из нее падающего груза устанавливают на специальной подставке, на крышке ящика, затем ее закрепляют так, чтобы заводской знак был обращен к работающему. В щель мерки вставляют нож так, чтобы его лезвие выступало на противоположной ее стороне на 2—3 см. После этого на нож помещают падающий груз, а на мерку надевают наполнитель.

Цилиндр пурки заполняют зерном до отметки, нанесенной в верхней его части с внутренней стороны, и устанавливают на наполнитель, после чего, осторожно нажимая пальцем на рычажок замка, открывают заслонку воронки, и зерно пересыпается из цилиндра в наполнитель. Затем быстро вынимают нож из щели мерки так, чтобы мерка не сместилась. После того как падающий груз, а вместе с ним и зерно упадут в мерку, в щель снова вдвигают нож до упора его ручки в стенку мерки, при этом зерна, попадающие между лезвием ножа и краями щели мерки, перерезаются. Затем снимают цилиндр с наполнителя и закрывают заслонку воронки. Мерку вместе с наполнителем снимают с подставки и, слегка придерживая пальцем нож, высыпают оставшееся в наполнителе зерно. После этого снимают наполнитель с мерки и удаляют оставшееся на ноже зерно. Далее вынимают нож из щели мерки, которую подвешивают к коромыслу, и при помощи разновеса взвешивают зерно с точностью до 500 мг. Полученный вес и характеризует натуру зерна.

Если правильность определения натуры зерна вызывает сомнения или натура зерна не соответствует определенной в разное время, например, при сдаче и при отправке зерна, — ее определяют два раза подряд и за действительное принимают среднее значение.

Пуркой со съемной воронкой пользуются так же, как и пуркой с механической заслонкой, с той лишь разницей, что на цилиндр с насыпанным в него зерном надевается воронка. Быстрым движением опрокидывают цилиндр с воронкой внутри наполнителя и устанавливают вертикально. Когда зерно высыпалось в наполнитель, цилиндр снимают и действуют так, как описано выше.

Лабораторные весы.

Главным условием верности весов является неизменность плеч коромысла, что устанавливается, как правило, только в результате специальной поверки. Вследствие этого лабораторные весы необходимо поверять не реже одного раза в три месяца, руководствуясь методикой, изложенной в инструкции Комитета стандартов, мер и измерительных приборов.

Весы следует периодически очищать от пыли и других загрязнений (особенно наиболее ответственные части весов — призмы и подушки) при помощи мягкой тряпочки или замши. Призмы и подушки должны тщательно осматриваться. Если на призмах обнаружены забоины, выкрошенные края и другие повреждения, весы следует направлять для ремонта в специализированные мастерские.

При сборке весов необходимо внимательно следить за тем, чтобы детали (серьги, стрелки, чашки) с одной стороны коромысла ошибочно не перенести на другую, при этом следует руководствоваться нанесенной на этих деталях и концах коромысла нумерацией. Обычно на левую сторону коромысла (около концевой призмы) наносится цифра 1, а на правую — 2, такая же нумерация наносится и на съемные детали.

Необходимо следить также за тем, чтобы винты для регулирования тары не были изогнуты, а винт, укрепляющий сверху стрелку весов, был завернут до отказа. Изменение положения этих деталей влечет за собой изменение центра тяжести коромысла и может вызвать неустойчивое равновесие или изменить чувствительность весов.

На весах не допускается взвешивание навесок, масса которых больше максимальной грузоподъемности весов, указанной на их коромысле.

Перед пользованием весами необходимо проверить правильность их установки по отвесу или уровню и выверять тару путем перемещения грузиков по винтам, расположенным на концах коромысла. Арретир следует поднимать и опускать плавно, без толчков и ударов.

Аналитические весы.

Аналитические весы следует содержать в большой чистоте. Пыль с коромысла, чашек и опорной доски удаляют длинными мягкими кисточками. Стекла витрины протирают сухой замшей. По окончании работы внутри витрины нельзя оставлять гирь или взвешиваемых грузов, а весы следует накрывать чехлом.

Во всех случаях, когда замечены повреждения в механизме весов (выкрошивание призм, неверность показаний и т. п.), их надлежит сдать в ремонт в специализированную мастерскую.

К работе на аналитических весах могут быть допущены лица, обладающие необходимыми для этого знаниями и навыками и знающие методы точного взвешивания.

Перед началом работы необходимо убедиться в правильной (по отвесу или уровню) установке весов, а также проверить, имеют ли они плавный ход. Арретир поднимают и опускают плавным вращением рукоятки до отказа, при этом чашки не должны раскачиваться.

Каждый раз, когда на чашки накладываются какие-либо грузы, рейтер надевают на рейтерную шкалу или перемещают по ней, при удалении или перемещении грузов весы должны быть арретированы.

При взвешивании следует пользоваться боковыми дверцами витрины, не поднимая передней стенки. Боковые дверцы надо открывать осторожно и только тогда, когда весы арретированы. При наблюдении за колебаниями весов и отсчете колебаний все дверцы витрины должны быть закрыты.

На левую чашку рекомендуется помещать взвешиваемое тело, а на правую — гири. Груз и гири следует помещать посередине чашек, так как в противном случае чашки будут раскачиваться, что отразится на точности взвешивания.

Нагрузка не должна превышать предельную, установленную для данных весов и указанную на них и в свидетельстве, приложенном к весам.

При отсчете колебаний весов стрелка не должна отклоняться более чем на 5—6 делений в обе стороны от среднего деления шкалы. Если при открытии арретира коромысло не пришло в движение, то следует закрыть и снова открыть арретир или, открыв боковую дверцу, легким движением листа бумаги возле одной из чашек привести коромысло в движение.

Взвешивать испытуемое тело можно только тогда, когда оно приняло температуру окружающего воздуха. При повышенной влажности окружающей среды в витрину помещают стаканчик, наполненный поглотителем влаги — хлористым кальцием. В качестве поглотителя влаги нельзя применять серную кислоту, так как ее пары действуют на весы разрушающе.

Применяемые при взвешивании аналитические гири должны храниться в специальных ящичках-футлярах.

При взвешивании нельзя брать гири руками, так как на их поверхности остаются следы. Для этого служат пинцет, особая деревянная или костяная вилка или чистая замша. По окончании взвешивания гири следует помещать в соответствующие гнезда футляра, который должен обязательно закрываться и по возможности запираться.

Пыль, осевшая на поверхности гирь, снимается специально предназначенной для этого мягкой волосяной кисточкой. Отвертывание головок гирь допускается только при подгонке их веса во время поверки. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы гири одного разновеса не перемешались с гирями другого, так как поправки к ним в разных разновесах различны.

Миллиграммовыми гирями и особенно гирями 5; 2 и 1 мг следует пользоваться с особой осторожностью, так как у них могут отломаться загнутые края.